Главная >Новости > Особенности бухучета для поставщиков маркетплейсов

Особенности бухучета для поставщиков маркетплейсов

В 2023 году маркетплейсы станут еще ближе к покупателям и поставщикам, так как данное направление торговли развивается более успешно. На сегодня практически все известные бренды стараются открывать свои представительства на базе крупных платформ Ozon, Яндекс.Маркет и Wildberries.

Только за последние два года объем онлайн-рынков в РФ вырос в среднем на 100% и достиг оборота почти 3 трлн рублей. Цифры говорят сами за себя – рынок растет, появляются новые магазины, малоизвестные бренды и компании. И этот рост будет продолжаться в геометрической прогрессии.

Чем удобен маркетплейс?

На эту тему можно говорить очень долго, но суть заключается в одном – маркетплейсы стали вытеснять обычные интернет-магазины. Интересно, что в российском законодательстве данный термин пока не закреплен официально. В понимании клиентов и поставщиков – это большой электронный рынок, торговая платформа, где можно найти любые товары. При этом маркетплейс не представляет только один магазин, а является посредником между поставщиками и покупателями.

Подобная торговля выгодна и удобна для всех участников рынка. Клиенты могут выбрать и заказать продукцию, ознакомиться с рекомендациями, а поставщики находят для себя новый эффективный инструмент для реализации ассортимента.

При работе с маркетплейсами важно учитывать особенности документооборота и бухучета. Поэтому еще перед заключением договора, необходимо ознакомиться с основными отличиями и нюансами процесса торговли в рамках действующего законодательства.

Какие договора используют маркетплейсы?

Напомним, кто может осуществлять торговлю в маркетплейсах. С учетом действующих правовых норм – юрлица (компании и предприятия), индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые граждане. Последние имеют право реализовывать товары собственного производства и зарабатывать не более 2.4 млн рублей в год.

Как правило, маркетплейсы используют стандартные агентские договора, где прописаны все условия работы. Торговая площадка предоставляет место для бизнеса и отвечает за следующие моменты:

1.Реклама товаров и брендов.

2.Хранение товаров на складе.

3.Создание логической системы.

4.Прием платежей от клиентов.

5.Работа с возвратами.

Все условия прописывают в агентском договоре, но они могут отличаться в зависимости от электронной платформы. Например, маркетплейс Ozon совершает сделки от собственного лица, а Wildberries от имени поставщика.

Особое внимание следует обратить на документооборот между поставщиками и торговыми площадками. В настоящее время используются только электронные документы. При этом платформы могут работать через сторонние сервисы и собственные инструменты. Например, компания Wildberries создала свой уникальный портал, где магазины могут обмениваться документами. Алгоритм работы выглядит следующим образом:

Магазин создает накладную в электронном виде и отправляет ее поставщику, после чего отгружает товары на свой склад.

Как только продукция поступит на склад товары, магазин отправляет акт приема, который формируется в личном кабинете.

Rаждую неделю поставщики получают от агента полные отчеты о движениях товаров. В отчете будет расписана вся информация, в том числе о комиссиях маркетплейса.

Многие поставщики выбирают специальные онлайн-сервисы, которые существенно упрощают процесс работы с маркетплейсами. Такие услуги позволяют акцентироваться на основной деятельности и не тратить время на формирование отчетов. Речь идет о бухгалтерском аутсорсинге в сфере интернет-торговли.

Особенности налогового учета

Все расчеты при работе с торговой платформой должны в обязательном порядке отражаться в бухучете. В этом плане процесс мало чем отличается от обычного учета, где электронная платформа выполняет роль посредника. Как правило, поставщики используют стандартные проводки.

Разница заключается лишь в том, что после поступления товаров на склад, они будут отражаться во вкладке счета 45 «Отгруженные товары». Проводки выбирают классические, а именно: начисление НДС, вознаграждение маркетплейсу, списание себестоимости и другие.

Перед началом работы стороны (поставщик и агент) договариваются между собой о периодичности составления отчетов. Обычно магазины применяют счет 76, который можно разделить на субсчета – 76.1 или 76.2.

Налоговый учет при ОСНО осуществляется по стандартной схеме. Например, можно рассмотреть ситуацию, когда компания закупает товары по 150 рублей с НДС, а продает через Wildberries со 100% наценкой – 300 рублей. При этом маркетплейс берет свою комиссию в размере 10%. Соответственно, с реализации товара будет начисляться НДС в размере 60 рублей, а также налог к возмещению – 30 рублей. Чтобы рассчитать НДС по сделке, нужно брать показатели без налога: выручка – стоимость закупки – комиссия маркетплейса.

Важно. Поставщик может выбрать любую систему налогообложения, кроме патентной для ИП. Проблема в том, что такие продажи товаров не используются в розничной торговле. При этом чаще всего бизнес выбирает стандартные системы УСН и ОСНО.

Какие программы для работы использовать?

Стоит отметить, что не каждая программа подходит для работы в сфере онлайн-торговли. Проблему начали решать несколько лет назад и сегодня существует несколько целевых сервисов для удобства поставщиков. Например, классический вариант 1С:Бухгалтерия 8 или облачный сервис «Мой склад». Все они адаптированы под работу с маркетплейсами. Конечно, существует немало похожих сервисов и платформ, которые имеют вполне удобный и современный функционал.

Мы же рекомендуем воспользоваться услугами бухгалтерского аутсорсинга, особенно при работе с большими объемами товаров.

<< Вернуться к списку новостей
Оставьте заявку и наш менеджер в ближайшее время свяжется с вами
Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь с политикой обработки персональных данных